Критерии оценки согласования существительных с числительными. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи на тему:«Согласование числительных «один», «одна» с существительными

Трудности согласования числительных

1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.

Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.

Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.

2. Согласование определений с числительными.

Определение, стоящее после числительного, при сочетании с существительным в женском роде ставится в именительном падеже: Две новые лаборантки .

Определение, стоящее после количественных числительных, при сочетании с существительным мужского рода ставится в родительном падеже: три известных бизнесмена . Ср. За последние три года. - За три последних года.

3. Синтаксическая связь числительных с существительными.

Числительные, сочетаясь с другими словами, способны быть и главными, и зависимыми словами. В качестве главных слов они управляют существительными, в основном только в родительном падеже: два студента, три девочки . В качестве зависимых слов они согласуются с главными словами:

1) числительное один (одна, одно, одни) и все порядковые числительные грамматически зависимы от существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже, как прилагательные: один год, одна неделя, одно окно, одни сутки; третий ряд, третья комната, третье событие, третьи ножницы;

  1. 1) все остальные числительные в сочетаниях с существительными являются или синтаксически главными, или зависимыми компонентами.

Словосочетание, в которое объединяются числительное и существительное (кроме один), обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных согласуется с ним: росли две сосны (управление); у двух сосен сломаны ветки (согласование).

Зависимое существительное стоит чаще всего в родительном падеже: десять (и.п.) дней (р.п. мн.ч.). Форму винительного падежа, одинаковую с формой родительного падежа, имеют существительные при числительных два, три, четыре и при собирательных числительных в сочетании с одушевленными существительными: отпустить троих студентов - отпустить трех студенток (в.п.). Падеж определяется по управлению глагола.

Числительные два (две), оба (обе), полтора (полторы) могут связываться с существительным двойной синтаксической связью : управление и согласование одновременно, то есть они управляют родительным падежом и согласуются с существительными в роде: полторы тысячи, полтора стакана, оба ученика, обе ученицы.

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН, ОДНА С

СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ»

Подготовила и провела

Учитель – логопед

ГРЕЧКИНА

Татьяна Ивановна

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН, ОДНА;

Подбирать существительные к этим числительным;

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела».

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении числительных ОДИН, ОДНА с существительными мужского и женского рода;

Развивать фонематические процессы;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Логопед: Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях. Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

2.Артикуляционная гимнастика.

Л: Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения: «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан».

б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.

3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.

Л: Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

Игры: «Прогулка», «Белка».

4.Выработка направленной воздушной струи.

А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку: Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

5. Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными женского и мужского рода.

А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее:

Мама на земле ОДНА,

И ОДНА у нас страна.

Дом ОДИН, и нос ОДИН,

Я ОДИН у мамы сын.

Б) Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – ОДНА, дом, нос – ОДИН. Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям: это игрушки, но я о них скажу по-разному: пирамидка – ОДНА, кубик – ОДИН.

В) Игра «Назови, не ошибись».

3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она).

У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН, а лапа, спина, морда – ОДНА.

4.А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает:

У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН;

щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА.

(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой). Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается: У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН, а у Алеши – шея – ОДНА.

5.Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА). В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

6. Динамическая пауза.

Л: В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения:

Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.

Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.

Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.

Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики .

7.Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.

Мы на карусели сели . Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели, Взявшись за руки.

Вверх летели , Один стоит, другой приседает,

Вниз летели. потом – наоборот.

А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.

Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает . Вперед – назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка, Сначала приседают,

Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

8.Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки:

Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина.

9.Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит: Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН, ОДНА.

Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии. Молодцы! Уходит.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Лопухина «Логопедия» - Речь * Ритм* Движение. –С-П.-Дельта-2010г. 2.Т.В.Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.

3.В.В.Коноваленко Развитие связной речи «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М: «Гном» - 2003

4.И.Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта»-2010г.

5.М.Ю.Картушина Логопедические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

6.Н.В.Курдвановская, Л.С.Ванюкова Формирование слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» - М – 2007

7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

8.О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

9.Л.Е.Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009

10.Е.А.Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М.- 2008


Консультация учителя-логопеда Власовой Л.В.

Cогласование существительного с числительным

в речи детей 5- 6 лет.

  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

Игра «Один – два»

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки .

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы « Человек. Части тела ».

Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).

Одна спина (голова).

Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).

Два глаза (уха).

Игра «Веселые числа»

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

азвивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала , дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.

Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.

1 вариант

Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Дошкольники при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Такие ошибки встречаются у детей не только с общим недоразвитием речи, но и у детей без сложной речевой патологии.

Конспект занятия.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.

Кого много живет в доме? (Людей)

Чего много в большом доме? (Окон)

Кого много в зоопарке? (Животных)

Кого много в море? (Рыб.)

Чего много в море? (Воды, водорослей.)

Чего много летом на деревьях? (Листьев?)

Кого много в конюшне? (Лошадей.)

Кого много в курятнике? (Кур.)

Чего много в лесу? (Деревьев.)

Чего много у тебя на голове? (Волос.)

Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.

Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), а другому - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!

На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).

Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).

Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.

Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед.

Мы подпрыгнем столько раз,

сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)

Мы нагнемся столько раз,

сколько зайчиков у нас. (Аналогично)

Мы присядем столько раз,

сколько зонтиков у нас.

Топнем ножкой столько раз,

сколько яблочек у нас.

Потянулись столько раз,

сколько шариков у нас.

Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

5. Знакомимся с числительным «один».

Логопед показывает детям огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи).

Логопед. Сколько у меня оурцов? (Один.) Сколько морковок? (Одна?) Сколько яблок? (Одно.) Видите: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно. (Дети повторяют тему «Род существительного».)

6. Рассматриваем картинку.

Логопед. Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.

Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка?) Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза?) Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв?) Про что можно сказать «две»? (Две шпоры?) А чего у петуха много? (Перьев?)

7. Чего не хватает?

Логопед. Посмотрим на картинки и скажем, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.

Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)

Чего не хватает у барана? (Двух рогов) Чего не хватает у лисенка? (Хвоста) Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы) Чего не хватает у осла? (Двух ушей)

8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить.

Детям предлагают картинку - дорожный пейзаж средней полосы России.

Логопед (вызывая детей по одному). Что мы видим вдоль дороги? Сосчитай дома... деревья... машины. Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно!

Дети. Один дом, два дома и т.д. Одна машина, две машины и т.д. Одно дерево, два дерева...

Если ребенок допускает ошибки в согласовании, логопед обращает на это внимание детей и спрашивает: как нужно сказать правильно? Детей все время вызывают к доске, не давая им засиживаться (в течение всего занятия они находятся в движении) и отвлекаться.

9. Пишем телеграммы! Логопед. Посмотрите, кто к нам пришел. (Буратино.) Правильно! Буратино принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа «Выслать, посылка, 2»)

Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали! Давайте вспомним, как нужно сказать правильно.

Логопед дает модель: «Вышлите две посылки».

Тексты для телеграмм могут быть такими.

Прислать, книга, 5.

Мама, купить, шуба, 2.

Приехать, папа, через, день, 6.

Мурка, 3, родить, котята.

У, 3, река, дерево.

Лодка, в, весло, 2.

10. Поиграем напоследок ? Закончить занятие можно подвижной игрой «Мы делили апельсин». Дети становятся в круг. Логопед надевает на голову водящего шапочку «волка».

Дети хором повторяют за логопедом стихи.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайся кто куда!

Дети разбегаются. Тот, кого «волк» догонит и осалит, становится водящим. Игра повторяется два-три раза.

На занятиях и в повседневной жизни целесообразно предлагать детям такие упражнения.

1. Я буду начинать предложение, а вы дополнять его одним словом в правильной форме.

На высокой березе сидели пять красногрудых (снегирей).

В коробке лежали шесть разноцветных (карандашей).

У вороны было сломано одно (крыло).

В гнезде пищали четыре маленьких (птенца).

Портниха пришила к платью два (рукава).

В клетке грозно рычали три (льва).

2. Посчитаем? А также поупражняемся в логическом мышлении!

Пять щенят плюс мама-лайка.

Сколько будет - сосчитай-ка.

(Шесть собак)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

заиньке усатому.

Сколько белочка с тележки

Продала своих орешков?

(Пять орешков)

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Сколько съедено морковок?

(Десять морковок.)

Поздно вечером к пеструшке

На блины пришли подружки:

Три несушки, три квохтушки.

Сколько курочек в избушке?

(Семь курочек.)

Вяжет бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы.

Подарю вам скоро, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Их носите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

(Шесть рукавичек.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

И из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

(Четыре сороки.)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

(Четыре жука?)

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

(Восемь лепестков)

3. Отгадаем?

Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы и перчатка.)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

друг друга не находят. (12 месяцев.)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всех детей в семье? (Четверо.)

4. «Продолжи счет » (повторим образование множественного числа существительных).

Представьте, что названных мною предметов два и пять: дерево, пень, день, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, окно, карандаш, полотенце, блюдце, кольцо, палец, ухо, кресло, платье.

5. Физкультминутки со счетом.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три (хлопка),

Головою три (кивка).

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел:

Видно, меда не нашел.

Мишка в улей влез, и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

Мы по лесу шли (шаг на месте),

Подберезовик нашли.

Раз грибок и два грибок (согнулись, разогнулись)

Положили в кузовок.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три (хлопка),

Головою три (кивка).

На четыре - руки шире.

А на пять - руки вниз.

Сели. Делом занялись.

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях в играх

1. Прямой и обратный счёт.

При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.

Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.

2. Посчитай и сравни.

Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.

3. «1-2-5-10».

Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок.

4. «Подуй на шарик».

Замечательное игровое пособие «Подуй на шарик». Это деревянная основа и шарик. В центре основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями. С одной стороны от углубления нанесены квадраты с точками (от 1 до 6), как на игральном кубике. С другой стороны изображены геометрические фигуры разных цветов.

Воздухом, толчком или щелчком игроку необходимо так рассчитать силу, чтобы шарик остановился на заданном количестве точек, фигуре или цвете. Вводя соревновательный момент детям предлагается подсчитать очки, выяснить кто выиграл, на сколько точек у победителя больше.

5. Какой формы предмет?

Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.

6. Настольные логопедические игры.

Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…

7. Игры с насыпным материалом.

Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее.

Развивающие игры для детей созданы специально для того, чтобы обучение ребенка протекало весело и эффективно. На этом сайте вы найдете бесплатные игры для детей 3-4-5 лет: это игры на развитие памяти, внимание и логику ребенка, ребусы, загадки, головоломки, раскраски и многое другое.

8. Подсчёт слогов и звуков в словах.

Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т.д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.

9. Игры на развитие самоконтроля.

Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.

10. Сколько героев в сказке?


Зависящими от числительных

При словах мужского и среднего рода употребляется определение в форме родительного падежа множественного числа (два больших дома ), а при словах женского рода - и форме именительного падежа множественного числа (две большие комнаты ).

Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рола отличаются по ударению от формы родительного единственного числа (горы́ - го́ры ), то определение может ставиться в родительном падеже множественного числа (2 огромных горы ).

Притяжательные прилагательные, оканчивающиеся на -ин, -ов, ставятся в родительном падеже множественного числа (три сестриных подруги, два чертовых ущелья ).

Если определение стоит перед числительным, то оно имеет форму именительного падежа независимо от рода имени существительного (за последние два месяца, но за два последних месяца).

Если определение стоит после счетного оборота, то чаще оно употребляется в форме именительного падежа множественного числа: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов).

Согласование двух однородных определений

С одним существительным

При одном существительном могут употребляться два определения, при этом определяемое существительное может быть как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Единственное число определяемого существительного употребляется в следующих случаях:

1) если существительное не имеет формы множественного числа (политическое, экономическое и культурное сотрудничество);

2) если существительное во множественном числе имеет другое значение (католическая и протестантская церковь – старинные церкви);

3) если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными (ученики первого и второго класса; в том и другом случае);

4) при наличии между определениями противительных, разделительных и сопоставительных союзов (не каменный, а деревянный мост; песчаная или глинистая почва; как в этой, так и в соседней комнате );

5) для подчеркивания внутренней связи перечисляемых разновидностей предметов, обычно в сочетаниях терминологического характера (головной и спинной мозг, глаголы совершенного и несовершенного вида ).

Имя существительное ставится в форме множественного числа:

1) если подчеркивается наличие нескольких предметов, например: золотая и серебряная медали; в западной и восточной частях страны;

2) если имеется предшествующее определение в форме множественного числа: новые мировой и отечественный рекорды, древнерусские первое и второе склонения;

3) если определяемое существительное стоит впереди определений: формы залогов действительного и страдательного.

Согласование определения с существительными - однородными членами

Форма единственного числа определения используется в следующих случаях:

1) когда по смыслу ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим (морской прилив и отлив, школьная успеваемость и дисциплина );

2) при наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение согласуется с ближайшим из них (прочитать интересный роман или повесть, купить плюшевого мишку или собачку );

3) если определение относится только к ближайшему существительному (каменный дом и гараж ).

Форма множественного числа определения используется, чтобы показать, что определение связано со всем рядом однородных членов (способные ученик и ученица, мелко нарезанные зелень и мясо ).

Определение ставится в форме множественного числа, если оно постпозитивно (даже при наличии разделительного союза между определяемыми словами): Мелкие повреждения кожи смазываются настойкой йода или бриллиантовой зеленью, предохраняющими от гнойничковых заболеваний.

При существительных, стоящих в форме множественного числи, определение (в зависимости от значения существительных) может относиться или только к ближайшему существительному, или ко всем однородным: топкие болота, кустарники, молодые деревца; орфографические правила, упражнения, задания ). В некоторых случаях может возникнуть неясность, например: На дворе валялись обгоревшие бревна и кирпичи. Таких конструкций следует избегать.

Согласование приложений

Не согласуются, т.е. сохраняют начальную форму:

1) приложения, выраженные прозвищами или условными названиями: в газете «Известия», в программе «Субботний вечер», у Всеволода Большое Гнездо;

2) приложения, присоединяемы словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.п.: мой друг по фамилии Смирнов, познакомиться с девушкой по имени Ирина;

3) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве»: в суд вызвали Иванова, нужного как свидетель преступления;

4) слова после сочетания будь то: В подобных чрезвычайных случаях, будь то бой или затишье, политработник вправе и обязан приказывать;

5) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествовавшему определяемому слову: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, театральная пьеса).

Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе: на витринах-стендах, в письме-открытке.

В сочетаниях типа ракета-носитель, образованных соединением неодушевленного существительного и одушевленного существительного, в винительном падеже вторая часть в целях согласования имеет форму именительного падежа: наблюдать ракету-носитель, увековечить в памяти города-герои, обязать предприятия-поставщики.

Согласуются в косвенных падежах с определяемым словом следующие географические названия, выступающие в роли приложения:

1) названия городов, выраженные склоняемыми существительными (в городе Рязани ), однако в географической и военной литературе, в официальных документах и сообщениях географические названия сохраняют начальную форму: бои шли около города Волгоград, встреча состоялась недалеко от города Магдебург.

Обычно не согласуются составные названия городов, редко встречающиеся названия, а также некоторые названия на –о : в городе Старый Оскол; близ города Ницца; до города Ровно .

2) названия сел, деревень, хуторов: в селе Горюхине, с хутора Дубровки.

Отступления наблюдаются у тех названий, род и число которых расходится с грамматическим родом и числом слов деревня, село и т.д.: в селе Пушкари, около деревни Высокое.

3) названия рек (на реке Оке ), однако не согласуются малоизвестные названия рек: на реке Рось, у реки Гильменд;

4) названия зарубежных республик, имеющих форму женского рода: в Республике Колумбии, в Республике Швейцарии ;

5) названия улиц, главным образом женского рода: на улице Сретенке, на углу улицы Петровки .

Названия улиц, имеющих форму мужского рода или представляющих собой составное название не согласуются: на улице Балчуг, на улице Коровий Брод.

Не согласуются:

1) названия местечек, кишлаков, аулов, застав, озер, каналов, заливов, бухт, островов, гор, горных хребтов, пустынь: на озере Байкал, извержение вулкана Везувий, в проливе Босфор ;

2) названия зарубежных административно-территориальных единиц: в штате Техас, в княжестве Лихтенштейн;

3) астрономические названия: к планете Венера, Яркий свет звезды Сириус;

4) названия станций и портов: на станции Рязань-1, из польского порта Гдыня.

4. Выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи.

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: разъяснение о допущенных ошибках (вместо: разъяснение допущенных ошибок ), показатели по использованию электроэнергии (вместо: показатели использования... ) и т.п.

Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги - в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи, в деле изучения литературных произведений и т.п.

Предлоги в - на и их антонимы из - с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - на поезде, вернуться с кухни - из кухни . Предлог в , употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с предложным падежом); предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение «изнутри», а предлог с - значение «с поверхности»: в столе, на столе, из стола, со стола.

После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: не читал этой книги - не читал эту книгу .

Родительный падеж обычно употребляется при отрицании в следующих случаях:

а) в предложениях с усиленным отрицанием: Море не отталкивает от себя ни единой реки (Т. Фуллер);

б) при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений, не достал тетрадей ;

в) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и т.п., обозначающих восприятие, желание, ожидание: не слышал крика; не чувствовал желания; не видел опасности;

г) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрывает подозрений; не осуществляет контроля; не объясняет правил; не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется при отрицании в следующих случаях:

а) для подчеркивания конкретности объекта: Руку, которую невозможно укусить, придется поцеловать;

б) при одушевленных существительных или при собственных именах: не любит свою дочь; не наказывал Васю ;

в) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книжку я не брошу, потому что я хороший;

г) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: Оптимист - это человек, который еще не читал газету (Неизв.). (Здесь слово «газеты» могло бы обозначать множественное число);

д) при двойном отрицании, т.е. когда смысл высказывания - в утверждении, а не в отрицании: нельзя не признать пользу чтения;

е) при наличии наречий со значением ограничения: учитель едва не потерял терпение; ученик чуть не проспал урок;

ж) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу скучной;

з) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.

Если прямое дополнение относится не к самому глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: не хотел читать эту книгу; не могут признать его правоту.

Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок .

После глаголов с приставкой недо -, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: недовыполнить план .

Часто встречаются ошибки в оборотах с предлогами. Следует помнить, что:

‒ предлоги ввиду, вследствие, в силу, по причине, кроме, вместо, помимо требуют родительного падежа: ввиду недостатка времени, по причине неуспеваемости ;

‒ предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: благодаря полученным знаниям, согласно приказу, вопреки непогоде ;

‒ предлог в связи с требует творительного падежа: в связи с частыми дождями.

Необходимо различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления: воплотить (во что?) в жизнь - претворить (в чем?) в практике, выйти (откуда?) из вагона, из автобуса - сойти (с чего?) с поезда, парохода, идентичный (чему?) прежнему ответу – сходный (с чем?) с прежним ответом, превосходство (над кем?) над другими – преимущество (перед кем?) перед другими .

Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков: бросить камень - бросить камнем; вертеть пальцы - вертеть пальцами; двигать ногу - двигать ногой; жертвовать деньги - жертвовать жизнью; завязать узел - завязать узлом; лежать на постели - лежать в постели; наблюдать затмение - наблюдать за порядком; удовлетворять просьбу - удовлетворять требованиям; удостоить награды - удостоить ответом.

Некоторые глаголы имеют при себе сразу два дополнения, поэтому выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить школьников учебниками - обеспечить школьникам каникулы .

Разница между конструкциями типа выпить воды - выпить воду заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторое его количество, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет. Разница между конструкциями типа просить деньги - просить денег заключается в том, что первый вариант указывает на определенный, конкретный предмет (известная сумма денег), а второй имеет общее значение (неопределенное количество денег).

Следует избегать конструкций типа дом племянника жены шофера брата доктора с одинаковыми падежными формами (чаще всего - в родительном падеже), зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения.

При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: увлекаться и заниматься спортом ; нельзя говорить: любить и заниматься спортом .

5. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель (столы, стулья, книжный шкаф – это мебель).

Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом... на дачу (А.П. Чехов). Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинского оборудования (нужно: кража пылесоса и медицинского оборудования ).

Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу: Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса (нельзя «внести замечания »).

В перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия: Его [Остапа Бендера] любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина - зубной техник (И. Ильф и Е.Петров) (домохозяйки, домработницы, вдовы – это тоже женщины).

Можно опускать одинаковые предлоги, в то время как разные предлоги опускать нельзя: Афоризмы можно найти в книгах, сборниках, в интернете, на страницах газет (нельзя: в книгах, сборниках, в интернете, страницах газет ).

Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены. Согласование в падеже однородных членов с обобщающим словом обязательно: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского (нельзя: великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский ).

Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю (нужно: Портфель, лежащий на столе и принадлежащий преподавателю или Портфель, который лежит на столе и который принадлежит преподавателю ).

Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив: Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции (везде следовало использовать или существительное, или инфинитив).

Каждая из частей двойного сопоставительного союза ставится перед соответствующим однородным членом, изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы: Необходимо не только обратить внимание на знание учащихся, но и на их практические навыки (нужно: Необходимо обратить внимание не только на знание учащихся, но и на их практические навыки ).

Иногда создаются неправильные пары союзов типа не только… а также (вместо: не только… но и ), как… а также (вместо: как… так и ): Хорошо отвечали на экзаменах как первокурсники, а также студенты второго курса (нужно: как первокурсники, так и студенты второго курса ).

6. Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должен полностью стоять до или после определяемого существительного не должны включать его в свой состав: Он не мог вынести укора, написанного в глазах товарищей или Он не мог вынести написанного в глазах товарищей укора (нельзя: Он не мог вынести, написанного укора в глазах товарищей ).

Причастные обороты и придаточные предложения могут взаимозаменять друг друга. Однако причастный оборот и придаточные предложения не могут быть однородными.

При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, я вспомнил).

Деепричастный оборот может употребляться в односоставных определенно-личных предложениях и безличных со сказуемым инфинитива: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции; Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль .

Деепричастный оборот не может быть употреблен:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам или предметам: Сидя на заборе, солнце закатилось;

2) в безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно. В этом предложении вообще отсутствует подлежащее (нет ни логического, ни грамматического подлежащего);

3) если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена па причалах Нижнего Новгорода .

7. При построении сложных предложений часто возникают следующие виды речевых ошибок:

1) разнородность частей сложного предложения: После предзащиты члены кафедры долго обсуждали представленную работу и нет ли возможности внести в нее коррективы (нужно: После предзащиты члены кафедры долго обсуждали представленную работу и возможность внесения в нее корректив );

2) смещение конструкции, при котором главное предложение «перебивается» находящимся внутри придаточным предложением: Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги (нужно: Последнее, на чем следует остановиться, ‒ это композиция книги ).

3) неправильное употребление союзов и союзных слов: Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий (вместо наречия где следует употребить союзное слово в которых ); Вот тот дом, который построил мой отец (не нужно употреблять в первой части местоимение тот ); Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы (лишние частицы бы в придаточном предложении).

4) неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным: Мы нередко получаем письма от наших читательниц, в которых они рассказывают о своих встречах с потусторонним миром (придаточное предложение должно следовать сразу за словом, к которому оно относится).

5) Смешение прямой и косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у нас был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками (нужно: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарить только то, что сделано было своими руками ); Товарищ сказал, что и я поеду с тобой (нужно: Товарищ сказал, что и он поедет со мной ).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что регулируют синтаксические нормы?

2. Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения?

3. Каковы особенности согласования главных членов предложения?

4. Назовите типичные ошибки, связанные с глагольным и именным управлением.

5. На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов?

6. Какие ограничения существуют при употреблении деепричастных оборотов?

7. Перечислите речевые ошибки, возникающие при построении сложных предложений.

8. Составьте портфолио «Трудные случаи управления».

Лекция 6 Коммуникативные качества речи

План

1. Богатство и разнообразие речи.

2. Точность речи.

3. Понятность речи.

4. Чистота и уместность речи.

5. Логичность речи.

6. Выразительность речи.

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. К основным коммуникативным качествам речи относят богатство и разнообразие, точность и понятность, чистота, уместность, логичность, выразительность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в разных соотношениях с другими свойствами речи.

1. Русский язык – один из богатейших языков мира. Он имеет огромный лексический запас. Богатство и разнообразие русской речи позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т.п., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет.

Богатство ‒ очень важный компонент не столько собственно речи, сколько именно культуры речи, поскольку культура речи предполагает выбор языковых и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.

Богатство языка и речи в целом отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи ‒ это показатель степени разнообразия использованных ре­чевых и языковых средств. Любой язык богат, но богатство речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на дан­ном языке, определяется не столько уровнем богатства языка, сколько тем, какую часть этого общего языкового и речевого бо­гатства конкретный человек может использовать.

Богатство речи ‒ качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремле­нии разнообразить свою речь использованием различных языко­вых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную назы­ваютбогатой, а речь однообразную ‒бедной .

Многие люди склонны рассматривать богатство речи только как украшение речи, заботу исключительно об эстетической ее стороне. Эстетическая функция богатства действительно очень важна как показатель ее высокого качества. Но богатство речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются еще более важными в коммуникативном и этическом плане, так как:

Богатая речь отражает высокий уровень культуры ее автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении;

Забота о богатстве речи ‒ это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

Богатство речи адресата, в свою очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи и т. д.

Таким образом, богатство речи ‒ обязательное условие успеш­ного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. В этом отношении богатая речь ‒ это норма, а речь бедная ‒ отступление от нормы, ее нарушение.

В то же время уровень богатства свидетельствует об общей куль­туре человека еще и потому, что разнообразие, множество, обилие разных средств при недостаточности или отсутствии вкуса могут стать самоцелью. Излишнее многообразие без учета уместности и целесообразности речи, вредит единству речи и затрудняет вос­приятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо боль­ших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необходимостью перекодирования информации. Следовательно, богатство речи оценивается как достоинство только тогда, когда разнообразные средства языка и речи употреблены целесообразно.

Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.

Богатство языка ‒ разнообразие единиц всех уровней языка ‒ те сокровища языка, из которых строится речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фразеологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний и т. д.

Но богатство языка ‒ это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка ‒ это плод его личных «накоплений», причем накоплений, заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых для личности средств языка и активным их освоением ‒ стремлением разно­образить свою речь, использовать те средства, которые дает нам язык, постичь его красоту и возможности в процессе совершенствования своей речи. Один человек не в состоянии владеть и пользоваться в полном объеме богатством языка, но каждый из нас в той или иной мере черпает из этой сокровищницы, общей для говорящих на одном языке.

Богатство языка и богатство речи тесно взаимосвязаны, поскольку не только язык «питает» речь, но и индивидуальное речевое творчество (например, новые слова) пополняет богатство языка.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством его словаря. Лексическое богатство отражено в различных лингвистических словарях. Так, В.И. Даль включил в свой «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тысяч слов, «Словарь современного русского литературного языка» (в 17 томах) состоит из более чем 120 тысяч слов.

Исследователи считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тыс. слов. Для сравнения можно отметить, что Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тыс. слов, Есенин – 18890, Сервантес использовал около 17 тыс. слов, Шекспир – около 15 тыс. слов (по другим подсчетам – около 20 тыс.), Гоголь только в поэме «Мертвые души» использовал более 10 тыс. слов. Сопоставление этих цифр позволяет увидеть главный показатель речевого богатства: чем больше слов находится в распоряжении одного человека, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли, чувства, настроения, желания, тем реже повторяет одни и те же слова, тем точнее выражает сложные и тонкие оттенки мысли. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли ясно и четко. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, чтобы не превратиться в Эллочку-«людоедочку», высмеянную И. Ильфом и Е. Петровым, словарный состав которой составлял всего 30 слов.

Речевое богатство основывается не только на языковых, но и на собственно речевых единицах. В него входит интонационное богатство, семантическое, стилистическое, жанровое, тематичес­кое и т. п., отражающие все параметры речи. Речевое богатство в целом ‒ это гораздо более широкое и емкое понятие, чем язы­ковое.

Русский язык богат фразеологией. Умелое использование в речи фразеологических единиц помогает по-разному оценивать человека, явления, образно выражать своё отношение, например, одобрение, иронию, восторг. Всё это делает речь привлекательной, экспрессивной: мальчик на побегушках, мерить по себе, пальчики оближешь, обойтись в копеечку, семь пятниц на неделе, чудо гороховое, одного поля ягоды, язык без костей, капать на мозги, искать вчерашний день.

Разнообразие интонации тоже важная составляющая богатства речи. Интонация выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Компоненты интонации: мелодика, логическое ударение, громкость, темп речи, паузы. Все интонационные средства делают речь богатой, придают ей яркость, выразительность. Понятно, что интонационный рисунок, разнообразящий речь, особенно значим в устной, звучащей речи. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится автором графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста.

В русском языке немало слов, обладающих экспрессией . Передавая положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету речи, они также вносят разнообразие и указывают на индивидуальность выбора говорящего. Великодушный, очаровательный, волшебный, совершенный, изящный ‒ эти слова заключают в себе положительную экспрессию. Зазнайка, растяпа, лгун, недотёпа, невежда – характеризуются отрицательной экспрессией.

О богатстве речи свидетельствует наличие пословиц и поговорок . Общеизвестно, что это образцы народной мудрости. Счастье придёт – и на печи найдёт. Молчание - золото. Не по хорошему мил, а по милому хорош. Где лад, там и клад. Не спеши языком - торопись делом. Что посеешь, то и пожнёшь.

Богатство речи ‒ это разнообразие различных средств языка и речи и способов их использования. Поэтому применительно к данному качеству речи трудно говорить о нормах. По сути, это не нормы, а рекомендации, которые заключаются прежде всего в том, чтобы на основе знания всех источников богатства речи не нарушать ее гармонии, не забывать, что использование каждого средства должно быть целесообразным. Так, осо­бенностью профессиональной деловой речи является то, что в не­которых жанрах (например, в договорах, инструкциях) точность словоупотребления, учет малейших нюансов в подборе и постро­ении предложений гораздо важнее разнообразия в использова­нии речевых средств. А в устной речи важнее всего сиюминут­ность использования средства, поэтому в ней так велик процент «готовых» выражений и оборотов ‒ клише, штампов, которые «приходят на помощь», когда нет возможности подумать и подо­брать более удачный вариант.

Обогащая речь, необходимо знать меру в использовании еди­ниц речи, принадлежащих другому стилю, например, включать разговорные элементы в научную, публицистическую или офи­циально-деловую речь нужно очень осторожно, в соответствии с требованиями уместности речи.

Особо следует подчеркнуть, что иногда разнообразие может переродить­ся в недостаток речи. Так, обилие прилагательных, предназначен­ных для украшения речи, в тех или иных случаях затрудняет ее восприятие.

Таким образом, главным критерием оценки соблюдения/не­соблюдения норм относительно богатства речи становится целесообразность/нецелесообразность использования тех или иных средств в тех или иных их сочетаниях с обязательным учетом осо­бенностей ситуации общения.

Таким образом, и разнообразие, и однообразие могут стать достоинством или недостатком речи, поэтому главным критерием при выборе тех или иных средств всегда должна быть целесообразность. Если же использование разнообразных языковых и речевых средств целесообразно, то при их употреблении важно стремиться к гармонии, и поэтому богатство как достоинство речи всегда предпо­лагает, что ее автор обогатит свое высказывание и другими дос­тоинствами: уместностью, точностью, логичностью, доступнос­тью, правильностью, выразительностью и др.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Разнообразие и самобытность русского языка позволяет каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь, не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Бедность, серость, однообразие языка связываются с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

2. Точность речи – это ее безусловное достоинство, показатель речевого мастерства ее автора. Точность речи – необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом. Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребляемых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.

Точность зависит, во-первых, от того, насколько полно и ясно в содержании речи отображена действительность, и, во-вторых, от того, насколько емко и полно эта действительность осмысле­на. Точность призвана помогать автору текста верно отражать в своем высказывании свя­зи между действительностью и мыслями о ней, ее восприятием и оценкой.

Для успешного полноценного общения так важно точно определить, какой смысл вкладывается в каждое слово. Точность прежде всего предпола­гает совпадение представлений людей о том, что называется каж­дым словом.

Точность ‒ подчеркнуто коммуникативное качество речи, потому что оно призвано не просто помочь адре­сату понять речь, но помочь понять как можно более адекватно выраженному смыслу. Иначе говоря, «мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять» ? (Вергилий). На первый взгляд, в этом отноше­нии точность совпадает с требованием доступности речи, но это не совсем так. Разница между точностью и доступностью заклю­чается в том, что точность больше ориентируется на предмет речи и на свое понимание об этом предмете, а доступность связа­на прежде всего с характером адресата. Речь становится точной только тогда, когда автор речи, с одной стороны, точно знает, о чем и что именно он хочет сказать, чего хочет добиться своей речью, а с другой стороны, он на основе осознанного понимания своей речевой задачи отбирает из всех возможных языковых и речевых средств те, что позволяют наиболее успешно решить эту задачу. Иначе говоря, действует всем известная формула: «Кто ясно мыс­лит ‒ ясно излагает».

Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).

Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение «речь – действительность». Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Примером нарушения предметной точности может служить высказывание Солнце вращается вокруг Земли . Правда, иногда говорить о соответствии мысли реальной действительности приходится весьма условно. Говорящий (пишущий) не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события (например, многие мысли, выраженные в художественных произведениях). С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль - копию.

Конспект логопедического занятия на тему:

«Согласование существительных с числительными»

(для детей 5-6 лет)

Никанорова Светлана Наилевна учитель-логопед

Цели:

    Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один.

    Учить детей подбирать существительные к числительным один.

    Развивать у детей внимание и память, наблюдательность, мышление.

    Уточнение и расширение лексического запаса.

    Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов.

    Развивать слуховое внимание и зрительную память.

Оборудование:

Мягкие игрушки (зайчонок и лисичка, цифра один, предметные картинки (мебель, овощи, фрукты), конверт с письмом.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Логопед: «Здравствуйте, ребята. У нас сегодня в гостях зайка и лиса, которые пришли к нам из леса. Давайте поздороваемся с нашими гостями! Расскажите нам пожалуйста, как вы живете в лесу?»

Зайка: «Учимся мы в лесной школе. Сегодня нам задали домашнее задание, но сделать его самостоятельно мы не смогли. Может быть. Вы нам поможете?

Логопед: «Но, что, ребята, поможем нашим лесным гостям?

2.Лисичка показывает цифру 1. «А вы знаете ребята, какая это цифра? Давайте с вами посчитаем». (лисичка показывает картинки и муляжи)

Один шкаф, один стул, один стол, один кабачок, один огурец, один помидор. Скажите пожалуйста какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Один.)

Одна кровать, одна полка, одна груша, одна морковка. Скажите пожалуйста какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Одна.)

3.Зайка : «Ребята посмотрите пожалуйста (зайка показывает картинки и муляжи)

Сколько у меня огурцов? (Один)

Сколько морковок? (Одна)

Сколько груш? (Одна)

Правильно ребята предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна.

4.Лисичка : «Ребята, давайте поиграем в игру «Назови, не ошибись». Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, а вы должны правильно сказать ОДИН или ОДНА» (живот, нос, лоб, рука, шея, спина, голова, глаз, рот). Дети по одному и хором приносят сочетание слов.

5.Динамическая пауза.

Логопед: «А сейчас представьте, что вы в лесу, дома у наших гостей. Давайте вместе вспомним, как передвигаются дикие животные. Повторяйте движения.

Один медведь шагает, переваливаясь с лапы на лапу.

Один заяц прыгает по тропинке.

Одна белочка перескакивает с одной ветки на другую.

Одна лисичка тихо крадется.

6.Зайка : «Ребята, нам с лисичкой подарили картинки. Лисичке все картинки, про которые можно сказать ОДНА, а мне картинки про которые можно ОДИН. Но мы очень спешили к вам и перепутали все картинки. Вы поможете нам их разобрать?» Игра «Расставь правильно картинки».

7.Лисичка : В лесу мы встретили Незнайку. Он просил передать вам письмо. Но в этом письме есть ошибки. Давайте прочитаем письмо и исправим ошибки».

Незнайка пишет: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит одна ковер. На столе стоит один ваза.

8.Лисичка и Зайка прощаются: «Ребята вы нам очень помогли, спасибо вам большое. Теперь мы будем учиться на одни пятерки. Нам пора возвращаться домой в наш лес. До свидания!»

9. Итог занятия . Молодцы ребята! Помогли Лисичке и Зайчику выполнить все задания.

Какие задания мы выполняли? Какие задания вам больше всего запомнились? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?

Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий.

На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо.